Ippsp.ru

Проектирование и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях

Керамика — специальный вид искусства. Лепка из глины была одним из первых ремесел, освоенных человечеством, и, несмотря на то что многие сосуды принимали участие в священных церемониях, абсолютное большинство горшков, кувшинов, киликов, стаканов и прочих сосудов были утилитарными предметами. Их ценность заключалась в том, что они помогали готовить еду, есть, пить, запасать воду, поливать цветы и так далее.

Все изменилось с расцветом археологии во второй половине XIX века, когда керамика оказалась важнейшим свидетельством материальной культуры человечества: ее стали изучать и коллекционировать. С того же времени различные художественные течения, включая «Искусства и ремесла» в Британии и Абрамцевский кружок в России, увлеклись декоративными произведениями и открыли для себя лепку и гончарное мастерство. Выяснилось, что многие художники, чьи картины и скульптуры были признаны шедеврами при их жизни, также хороши в работе с майоликой, фаянсом, глазурью и фарфором. Михаил Врубель, Константин Сомов, Александр Головин, Фернан Леже, Жоан Миро, Пабло Пикассо делали вещи, которые хранят музеи по всему миру. Керамика поменяла статус, перестав быть исключительно ремеслом, и стала искусством, родственным скульптуре и даже архитектуре — когда ее используют для украшения парков или в качестве декоративных элементов интерьера.

Спор о том, что в керамике важнее — польза и красота, ведется где-то параллельно в мастерских с середины XX века. Ваза для цветов или цветы для вазы? Насколько можно трансформировать идею классической красоты в этом материале? Как ведет себя абстракция в керамике? Эти вопросы не помешали ей в последние пару лет снова попасть в центр внимания и стать модной на волне популярности модернизма 1960-80-х. У художников есть множество ответов на них, и познакомиться с ними можно на обширной выставке в «Царицыно». Мы же предлагаем посмотреть на искусство пяти художников-керамистов на BURO. и узнать, как они воспринимают свое искусство.

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 1)

Елена Хлендовска

Работы в музеях: ММСИ на Петровке, Раменский художественный музей, музей-заповедник «Царицыно»

«Я училась в математической школе, участвовала в олимпиадах по биологии, готовилась к поступлению в МГУ. Но однажды на даче, где мы вечно играли в какие-то «казаки-разбойники», отец моей подружки, архитектор, видя, как я мастерю всем бусы из ракушек, бросил: «А у тебя способности». Неожиданно его слова попали в самое сердце. Спустя какое-то время, ни с кем не посоветовавшись, я бросила подготовительные курсы в университете и нашла преподавателя в художественном училище памяти 1905 года. Он подготовил меня к поступлению в Строгановку. Помню первый день в академии — я опоздала, всех первокурсников уже увели на знакомство с музеем декоративно-прикладного и промышленного искусства, — а я будто провалилась куда-то, потеряла связь с реальностью. Так до сих пор и живу. Смотрю на свои студенческие фотографии: все в телогрейках, заляпанных фартуках, резиновых сапогах, счастливые. Круг общения всегда был очень узким — только художники. Со сторонними людьми никогда не получалось. Они считали, что я занимаюсь какой-то ерундой.

Занятие керамикой — дорогое развлечение. Кисти, краски, печь, сама глина — все это стоит немалых денег. Свою первую печь для обжига я собрала собственными руками — работает до сих пор. У нее молибденовые стержни в качестве нагревательных элементов и нет дверцы, но я приспособила под это дело кирпич. У меня всегда было много новых работ, и я участвовала во всех выставках подряд — как потом оказалось, с удовольствием. Потому что это важно — видеть, как твоя работа собирает пространство вокруг себя, как небольшая тарелочка с птицей наполняет энергией зал».

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 2)

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 3)

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 4)

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 5)

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 6)

Наталия Хлебцевич

Работы в музеях: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века», Елагиноостровский музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера (Санкт-Петербург), Музей МГХПА им. С. Г. Строганова, Музей архитектурного образования Москвы при МАРХИ

«Мне казалось, что Строгановка — это для гениев. Туда всегда был очень большой конкурс, и с первого раза поступали редко. Я стала студенткой на третий год — и была абсолютно счастлива. Обычно, когда меня спрашивают, чем конкретно я занимаюсь, я отвечаю — скульптурой. Потому что большинство людей все еще думают, что керамика — это чашки и плошки. Да и я не на 100% керамист! Моя керамика не декоративного свойства. Я пытаюсь работать на той стороне современного искусства, где больше смыслов. Люблю работать с живыми организмами: у меня были проекты с ростками тыквы, грибами-вешенками, куриными яйцами, крысами и даже тараканами. С последними была целая история. В 1990-е у нас на кафедре водились тараканы — они плодились со страшной силой, их было никак не вывести, они были везде. Меня попросили подготовить подарок — памятную тарелку, на которой бы все сотрудники кафедры расписались. Я взяла большое фарфоровое блюдо, мы все расписались, и я оставила ее на ночь сушится. Прихожу утром, а блюдо — чистое! И тут меня осенило: надглазурную краску смешивают с сахарным сиропом, тараканам было просто очень вкусно. Я этот случай, конечно, запомнила на всю жизнь, а спустя годы, сначала в галерее А3, а потом и в Дарвиновском музее сделала проект «Между строк» — о пустоте. Фарфоровые пластины с нанесенным на них надглазурным текстом опускали в боксы с мадагаскарскими тараканами, они подъедали часть букв, частично уничтожая написанное. Потом я обжигала пластины, делая тараканов своими соавторами. Теперь, когда меня спрашивают, как я придумываю свои проекты, я обычно рассказываю эту историю.

Читайте так же:
Отечественный кирпич ручной формовки

Мне нравится работать с «вечными» темами. Знаю, керамика сегодня старается реагировать на остросоциальные вопросы, но мне лично кажется, что все это слишком преходящее для такого древнего материала, как глина».

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 7)

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 8)

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 9)

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 10)

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 11)

Василий Шлычков и Елена Малявина

Работы в музеях: музей-усадьба «Кусково»

«Керамика — мой случайный выбор. Я учился в Екатеринбурге на монументальной живописи. Как-то поехал с товарищем в Питер и за компанию с ним поступил в Муху (Высшее художественно-промышленное училище им. Штиглица. — Прим. ред.) на художественные керамику. В Мухе, кстати, я познакомился со своей будущей женой Леной Малявиной, которая потом перевелась в Строгановку. Ну и я за ней. Так с тех пор мы делим авторство пополам — даже если параллельно делаем какие-то разные вещи, подписываемся все равно вместе. У нас были перерывы — то на мою армию, то на анимацию, то еще на что-то, — но керамика всегда проходит красной линией, за которую мы держимся. В отличие от меня, Лена захватила ту эпоху, когда студентов отправляли на практику на большие керамические производства — например, на завод в Конаково. Очень печально, что вместе с заводами и большими мастерскими исчезли традиции и привычное формирование изобразительного языка. Раньше люди, занимающиеся керамикой, развивались в одном направлении. Сейчас этот процесс больше напоминает мозаику — все разрознены.

Лет 10 назад мы с группой российских керамистов были в Китае. Мы жили и работали там больше месяца. Китай — одна из тех стран, где традиции выживают естественным путем. Европа — нет, там искусство всегда переходит на новый виток. И если сравнивать Россию с Китаем и Европой, то мы, конечно, глубокая Азия. Но, на мой взгляд, это не так уж и плохо. Конечно, керамические традиции у нас не такие глубокие как в Китае или Японии. С нашим народным промысловым творчеством — низкообжиговым, нутряным — мы связь потеряли очень давно. Сегодня к этому всему музейное отношение — мы идем в музей, видим глиняные игрушки, восторгаемся ими, но все эти чувства лишены естественных корней. И хочется отметить, что именно традиции дают твердую почву для глубокого и яркого развития искусства. И очень жаль, что мы это почти утратили.

Но есть и хорошие новости. Вообще, каждый раз художник, когда берет свой инструмент — кисть, молоток, скребок, что угодно, — хочет сделать что-то новое. А сегодня к этому прибавилось еще и новое отношение к выставкам, которые стали отдельным видом искусства. Момент игры должен присутствовать всегда и везде».

Читайте так же:
Как происходит обжиг кирпича

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 12)

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 13)

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 14)

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 15)

5 современных керамистов, чьи работы показывают в музеях (фото 16)

Анастасия Чарина

Работы в музеях: Арт-центр им. Марка Ротко (Даугавпилс, Латвия), Галерея национального декоративно-прикладного искусства (Минск, Беларусь)

«С керамикой я с детства. Я выросла в семье художников, один из которых был керамистом — а именно моя мама. Она училась в Мухе, где впоследствии учились и я, и сестра. Год перед поступлением я проработала лаборантом на кафедре керамики. И сразу укрепилась в мысли, что работать буду только с глиной. Мне все в ней нравится: блестящая поверхность, гибкость, вязкость. Обывателям сложно понять, чем я занимаюсь. Стандартный разговор с новыми знакомыми всегда примерно такой: “Кем работаешь?” — “Я художник”. — “Картины пишешь?” — “Нет, я работаю с глиной”. — “А, ясно, горшки что ли?” Рассказывать, что такое концептуальная керамика, — неблагодарное занятие. Поэтому в ответ я обычно просто показываю свой инстаграм. Частая реакция на увиденное: «Фига себе, это тоже керамика?»

Было время, когда я, как многие керамисты, увлекалась природными объектами. Ведь это очень естественно — создавать из глины что-то растительное, живое. Но в 2016 году я на год по семейным обстоятельствам переехала в город Череповец. Это стало переломным моментом в моем творчестве. Город не отличается экологичностью. Треть его — заводы, а горизонт — столбики разнооттеночных дымов. В хорошую погоду ими даже удавалось любоваться. Дым стал для меня некой субстанцией, из которой рождались образы. И я начала его лепить. Потом я вернулась в Петербург и на волне экологической тематики стала лепить мусор. Просто так — ради пробы, ещё не понимая, во что это выльется. Так, малыми порциями родилась на свет «Береговая линия». Часть её как-то выставлялась в одной небольшой галерее, кураторы которой предупреждали меня, что какие-то детали могут исчезнуть в карманах любопытных посетителей. Но получилось наоборот. После прошедшего в соседнем зале корпоратива, я обнаружила в композиции пару новых объектов — гости дополнили ее фантиками от конфет. Меня это даже порадовало — такой неожиданный месседж от зрителя всегда ценен».

Компания «КЕРАМИКА» была основана в 2014 году. За 5 лет работы «КЕРАМИКА» стала лидером в области продажи строительных материалов в г.Казани. Мы поставляем кирпич всех видов, для возведения наружных и внутренних стен.

Продаем лучшее!

«КЕРАМИКА» работает напрямую с заводами-изготовителями строительных материалов, зарекомендовавших себя стабильно высоким качеством продукции. Дилерские договоры позволяют предлагать индивидуальные скидки каждому клиенту, гибко подходя к ценовой политике.

Мы ценим время и деньги наших покупателей.

Заботимся о клиентах!

Поэтому всегда поддерживаем складской запас наиболее востребованных товаров, а чёткое планирование обеспечивает своевременность поставок «под заказ».

Собственный автопарк и договоры с транспортными компаниями, снижают сроки и стоимость доставки и снимают риск простоя на объекте.

Строительство своего дома предполагает принятие очень важных решений.

С нами удобно!

Мы предлагаем поддержку на всех этапах строительства консультациями, услугами и изделиями, качество которых соответствует обещанному!

На нашем сайте вы найдете всю интересующую вас информацию: цены, описание кирпича, его технические характеристики и параметры. Данную информацию вы можете также узнать у наших менеджеров, позвонив по многоканальному телефону.

Специалисты компании помогут вам посчитать точный объем кирпича необходимый для строительства

В нашем офисе продаж вы сможете лично увидеть весь ассортимент продукции, и подобрать именно то, что нужно вам. Вы сможете определиться с объемами заказа, размерами стройматериалов, цветом, фактурой и выбрать именно то, что будет соответствовать вашим представлениям о красивом и уютном доме.

Тарифы

Приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской обл. от 31.10.2008 №31/36 (источник официального опубликования «Воронежский курьер» от 08.11.2008г. №126) О тарифе на тепловую энергию на 2009 год для ОАО «Керамик», г. Борисоглебск»

Читайте так же:
Как можно списать кирпич

Приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской обл. от 31.12.2008г. №41/83 (источник официального опубликования «Воронежский курьер» от 13.01.2009г. №2) «О внесении изменения в приказ ГУТ от31.10.2008 г. №31/36 «О тарифе на тепловую энергию на 2009 год для ОАО «Керамик», г.Борисоглебск.

Приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской обл. от12.11.2009 №40/13 (источник официального опубликования «Воронежский курьер» от 08.12.2009г. №140) «Об установлении на 2010 год тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Керамик», г. Борисоглебск»

Приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской обл. от 15.11.2010 №32/10 «Об установлении на 2011 год тарифа на тепловую энергию для потребителей ОАО «Керамик», г. Борисоглебск»

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передачи энергии» ниже представлены:

2018 год

Показатели, подлежащие раскрытию в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии (4 квартал 2018г) Показатели, подлежащие раскрытию в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии (3 квартал 2018г) Показатели, подлежащие раскрытию в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии (2 квартал 2018г) Показатели, подлежащие раскрытию в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии (1 квартал 2018г) Показатели, подлежащие раскрытию в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии (цены и тарифы)

2017 год

Показатели, подлежащие раскрытию в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии (цены и тарифы) 4кв. 2017г. Показатели, подлежащие раскрытию в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии (цены и тарифы) 3кв. 2017г. Показатели, подлежащие раскрытию в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии (цены и тарифы)

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Бизнесмен-благотворитель из Тетюшей

Самаркин ранее практически не попадал в поле зрения СМИ, он упоминается только в районной прессе как уроженец Тетюшей, который в пандемию передал медикам Тетюшской ЦРБ маски, а детсадам — бесконтактные термометры.

Самаркин является совладельцем ряда татарстанский компаний, общая выручка которых по итогам 2019 года, по подсчетам «Реального времени» на основе данных системы «СПАРК-Интерфакс», составляет не менее 270 млн рублей. Большая ее часть приходится на центральную компанию ООО «Инвест-торг», основная деятельность которой — торговля стройматериалами. Вместе с тем стоимость завода на торгах все же превышает даже годовой оборот компаний.

Кроме того, в числе активов бизнесмена: ООО «Недрапромдобыча», которое занимается добычей глины и зарегистрировано в Тетюшах, ООО «Эко-молочные продукты» в Заинске, юридическое агентство и небольшая компания по управлению арендованным имуществом в Казани и две компании в Зеленодольске — автосервис и парикмахерская.

Юридическое агентство Самаркина под названием «Фемида» не так давно выиграла тендер на 9 млн рублей на представление в суда интереса заказчика из Хабаровска — ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России». Казанское же ООО «Живой город» периодически выигрывает небольшие тендеры по благоустройству в Тетюшском районе.

Имущественный комплекс «Ключищенской керамики» насчитывает 14 единиц недвижимости, 140 единиц оборудования и 11 транспортных средств. Фото: tatarstan.ru

О корундовой керамике

«Контур» в настоящее время использует в производстве керамику вакуумплотную корундовую марки ВК94-1, ВК95.

Корундовая керамика с содержанием оксида алюминия Al2O3 94-99,7% в настоящее время широко применяется в различных отраслях промышленности благодаря сочетанию таких свойств, как:

  • высокая химическая и термическая стойкость
  • высокая твердость
  • малые диэлектрические потери
  • высокая механическая прочность
  • высокие электроизоляционные свойства
  • устойчивость к износу и коррозии
Читайте так же:
Как появился кирпич лего
Физико-механические и электрические свойства

СвойстваВК94-1ВК95
Содержание Al2O3, %94,495,3
Кажущаяся плотность ,г/см3, не менее3,653,67
Водопоглощение, % не более0,020,02
Предел прочности при статическом изгибе, кг/см2(МПА), не менее3200 (320)3100 (310)
Диэлектрическая проницаемость при частоте 10⁶ Гц при температуре 25±10°С, не более10,310,2

Производственные возможности «Контура» позволяют обрабатывать техническую керамику высокопрочным инструментом, шлифовать и доводить параметры изделия под требования заказчика.

Корундовые материалы с содержанием окиси алюминия Al2 O3 94,2-99,7% нашли широкое применение в различных областях промышленности. Благодаря своим свойствам керамика используется в качестве высоковольтных и высокочастотных изоляторов, токовых вводов, оболочек приборов, подложек электросопротивлений.

Изготовим по Вашим чертежам керамические изделия различного назначения из вакуумпотной технической керамики ВК 94-1 или ВК 95 аЯО.027.002ТУ с габаритными размерами не более ф 120х100 мм. и с массой не более 0,3 кг

При совпадении Ваших требований с имеющейся в нашем распоряжении номенклатурой, изделия могут быть поставлены Вам в короткие сроки.

Данные изделия поставляются для работы в миниатюрных высокоточных изделиях используемых в точном машиностроении и приборостроении, а также авиастроении при изготовлении приборов навигации и систем наведения способными пройти даже военную приемку качества.

В настоящее время наблюдается динамичный рост спроса на изделия из керамики, особенно высокоточной группы на предприятиях авиастроения и на сегодняшний день мы являемся одними из немногочисленных предприятий-производителей таких изделий — это связано с тем, что при производстве компонентов для авиационных приборов требуются малогабаритные изделия с особо высокоточными параметрами, вплоть до 0,1 микрона. Что в свое время требует высокую точность в соблюдении технологических режимов спекания при достижении идентичности свойств деталей изготовленных в разных партиях. Для этого необходимо использовать более объемное оборудование с программным контролем режимов спекания и последующей термообработки вакуумными печами с автоматическим поддержанием и контролем режимов термообработки.

В данный момент предприятие ООО НПП«Контур» находится в очень узком сегменте рынка изготавливая высокоточные малогабаритные детали, такие как: фильеры, каркасы, изоляторы для сопел, вкладыши, втулки, кольца, планки и др. которые нашли широкое применение в авиастроении, нефтехимии, машиностроении и медицине.

Помимо типовых изделий по каталогу предлагаем потенциальным партнерам разработку технической документации на нестандартные изделия, а также серийные изделия, требующие индивидуальной разработки.

Материалы ВК94-1, ВК95-1 керамика вакуумплотная корундовая
Основные свойства деталей из технической керамики:

  • высокая механическая прочность;
  • хорошая теплопроводность и теплостойкость;
  • высокое электросопротивление;
  • высокая электрическая прочность;
  • низкие диэлектрические потери в широком спектре частот и температур.

Материал производится из высококачественного глиноземного сырья. Они зарекомендовали себя как выдающиеся керамические материалы за счет высокой твердости, устойчивости к истиранию, отличной коррозионной стойкости и великолепного качества поверхности.

Прочность материалов ВК94, ВК95 сопоставима с алмазом, хотя и уступает ему.

Оксид алюминия Al2 O3 — очень твёрдое вещество с высокой температурой плавления (2050° C). Существует в нескольких кристаллических модификациях (a — Al2 O3, g — Al2 O3).

Материал обладает абсолютной непористостью. Объемная плотность материалов не менее 3,60х10³ кг/м³.

Данный вид керамики практически не поглощает влагу (водопоглощение не более 0,02%). По механическим свойствам материалов обеспечивают прочность на изгиб не менее 300 МПа — для ВК94 и не менее 310 МПа — для ВК95. Однако, к изделиям нужно относится как к керамике: не допускать ударных изгибающих механических воздействий, небрежной транспортировки и хранения, попадания загрязняющих веществ.

При необходимости резать изделие — применять только алмазные круги для керамики на стационарных станках при отсутствии биений круга.

Материалы имеют высокую устойчивость к истиранию (абразивостойкость).

Втулки изготавливаются из корундовой керамики с содержанием оксида Алюминия 94 и 95%. Керамические втулки могут использоваться как сопла, направляющие, изоляторы, нитеводители.

«Контур» изготавливает втулки различных диаметров с допусками по требованию заказчика.

Оставить заявку на изготовление изделия можно, просто указав свой номер для связи.

Читайте так же:
Как не лишиться прав за кирпич

или напишите нам на почту 418400@mail.ru

Керамические кольца изготавливаются из керамики ВК94-1, ВК95. Кольца используются в различных механизмах и устройствах.

Оставить заявку на изготовление изделия можно, просто указав свой номер для связи.

или напишите нам на почту 418400@mail.ru

Цилиндрическую форму имеют различные керамические шипы, вставки, стержни, оси. Изделия имеют высокую точность, используются в составе приборов и оборудования.

Оставить заявку на изготовление изделия можно, просто указав свой номер для связи.

или напишите нам на почту 418400@mail.ru

Керамические пластины это разнообразные подложки, изоляторы, проставки. Керамические пластины изготавливаются различных размеров по техническим требованиям заказчика из керамики ВК94-1, ВК95.

Оставить заявку на изготовление изделия можно, просто указав свой номер для связи.

или напишите нам на почту 418400@mail.ru

Из технической керамики ВК94-1, ВК95 предприятие производит изделия в форме диска. Керамические изделия в форме диска могут использоваться в качестве изоляторов, подложек, вкладышей и др. изделий.

Оставить заявку на изготовление изделия можно, просто указав свой номер для связи.

или напишите нам на почту 418400@mail.ru

Если вам нужно изготовить специальное нестандартное керамическое изделие сложной конфигурации, пришлите чертеж, мы рассмотрим, возможно посоветуем варианты упрощения конструкции изделия для дальнейшего изготовления. В наличии большой ассортимент форм.

Производственные возможности «Контура» позволяют обрабатывать керамику высокопрочным инструментом, шлифовать и доводить параметры изделия под требования заказчика.

Оставить заявку на изготовление изделия можно, просто указав свой номер для связи.

От Малевича до современного дизайна

В 1920-е годы ГФЗ начал сотрудничать с художниками-авангардистами. Дизайн агитационной посуды создавали Казимир Малевич, Владимир Татлин, Натан Альтман, Василий Кандинский. Последний, например, сделал для завода несколько вариантов росписи чайных сервизов, которые пользовались большим спросом и периодически заказывались Наркомвнешторгом.

Агитфарфор стал послом СССР в буржуазной Европе — более 90 процентов продукции завода заказывалось для продажи за рубежом. Фигурки рабочих и сервизы с лозунгами имели большой успех на многочисленных выставках-аукционах. Как отмечалось в прессе тех лет, «он заслонил собой и старый Сакс, и причудливый китайский фарфор».

Если сначала художники ГФЗ использовали так называемое белье — неокрашенные заготовки посуды, сохранившиеся с императорских времен, то в 1920-е началась активная разработка новых форм. Здесь ярко проявили себя супрематисты. Малевич участвовал в разработке новаторских посудных форм-архитектонов, хотя и не числился в штате завода. В 1923 году он придумал чайник и чашки ранее не встречавшейся формы, которые произвели фурор среди зарубежных коллекционеров. И хотя супрематисты довольно быстро оказались отстранены от работы, в 1929 году художница Елена Данько, сестра Натальи, констатировала: «Ни одна продукция завода не пользуется такой высокой оценкой у нас и на Западе, ни одна не получает такое количество заказов, проникая в быт в качестве вещей, имеющих не утилитарную только, а и эстетическую ценность, как супрематическая посуда».

Новаторство ЛФЗ оказывало влияние и на другие советские фарфоровые мануфактуры. Этот процесс ускорился в середине 1920-х, когда производство начинало ориентироваться на поиск свежих функциональных решений.

Ярким примером функционализма стал сервиз «Коралловый» («Восьмигранный») Дулевского фарфорового завода. В желании создать простую вещь, которая способна прослужить долго, его создатели предвосхитили принципы сегодняшних дизайнеров. Утопленные крышки, максимально приплюснутые ручки-носики, минимум выступающих элементов и минимум риска сколов — элементы сервиза были продуманы до мелочей. Не случайно «Коралловый» до начала Второй мировой войны отлично шел на экспорт, например в США.

Агитационный фарфор стали выхолащивать к середине 1930-х годов. Пожар мировой революции так и не разгорелся, в Европе запахло новой мировой войной — и художников стали занимать другие темы. И хотя тарелки с серпами и молотами продолжали выпускать к разнообразным революционным годовщинам, интерес к ним угасал. Сегодняшних коллекционеров и исследователей советского агитационного фарфора занимают исключительно произведения первых двух советских десятилетий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector