Ippsp.ru

Проектирование и ремонт
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГОСТы по бетону и железобетону. Часть 1 — документация на бетон и его компоненты

ГОСТы по бетону и железобетону. Часть 1 — документация на бетон и его компоненты


Бетон с крупнофракционным наполнителем

Бетон является сегодня основным строительным материалом, и без него не обходится ни один объект. У любой постройки, даже деревянной, как минимум есть бетонный фундамент, который либо заливается из бетона, либо для его возведения используются готовые (сборные) изделия.

И тут всё взаимосвязано: прочность конструкций зависит от свойств бетонной смеси, а её характеристики — от качества применяемых компонентов. Требования к ним оговаривают многочисленные ГОСТы по бетону и железобетону, обзор которых мы и предлагаем вниманию читателя.

    Тяжёлые бетоны
    Архитектурный бетон

Бетон на основе цемента

Свойства и характеристики

На фото показан процесс укладки бетона из автомиксера.

На фото показан процесс укладки бетона из автомиксера.

Бетон – это каменный материал искусственного происхождения, который применяют в строительстве и производстве изделий из железобетона. Получают его путем формирования и последующего твердения специально подобранной смеси компонентов, в числе которых вяжущее вещество (цемент, гипс, битум и др.), мелкие и крупные наполнители, вода и специальные целевые добавки.

Классификация бетонов производится согласно ГОСТ 25192-2012, ГОСТ 25192-82 и ГОСТ 7473-2010 по различным показателям: объемной массе, основному назначению, типу вяжущего вещества, виду наполнителей, условиям твердения и структуре.

Вот основные виды бетонов:

  • По объемной массе – особо тяжелый (плотностью более 2500 кг/куб. м), тяжелый (от 2200 до 2500 кг/куб. м), облегченный (1800 – 2200 кг/куб. м), легкий (500 – 1800 кг/куб. м) и особо легкий (плотностью менее 500 кг/куб. м);
  • По типу вяжущего компонента – силикатный, гипсовый, цементный, шлакощелочной, полимерный, асфальтовый;
  • По основному назначению – обычный, применяемый для строительства промышленных и гражданских объектов, специальный, в том числе гидротехнический, теплоизоляционный, дорожный, декоративный, жаростойкий, кислотостойкий, радиационно-защитный;
  • По виду наполнителей бетоны подразделяют на растворы на плотных, пористых и специальных наполнителях;
  • По условиям твердения бывают материалы естественного твердения, твердения в условиях тепловлажностной обработки при атмосферном давлении и автоклавного твердения;
  • По структуре выделяют продукты ячеистой, крупнопористой, поризованной и плотной структуры.
Читайте так же:
Как залить пороги цементом

Цементобетон дает полотно светло-серого цвета, которое лучше видно ночью.

Цементобетон дает полотно светло-серого цвета, которое лучше видно ночью.

Важно! Цементобетонная смесь для дорожных покрытий после застывания дает тяжелый плотный цементный бетон естественного твердения, специального назначения на плотных наполнителях.

Преимущества для дорожного строительства

Строительство цементобетонных дорог способно повысить качество транспортных магистралей нашей страны.

Строительство цементобетонных дорог способно повысить качество транспортных магистралей нашей страны.

Цементобетонные покрытия автомобильных дорог отличаются от традиционного асфальта рядом качеств. Причем качества эти — весьма существенные, от которых зависит не только красота и комфортность дорожного полотна, но и его надежность, безопасность и долговечность.

По сравнению с асфальтовыми бетонами, цементные обладают такими преимуществами:

  • Более высокая прочность. Цементные смеси дают камень, который выдерживает более высокие нагрузки на сжатие, растяжение и изгиб при растяжении, что положительно сказывается на эксплуатационных особенностях поверхности дороги;
  • Стойкость к повышенным и высоким температурам, возникающим вследствие инфракрасного излучения Солнца, а также из-за трения шин и воздействия горячих выхлопных газов, а в случае взлетных полос аэродромов – воздействия реактивного пламени двигателей. В отличие от асфальта, цементный бетон не плавится и не горит;
  • Стойкость к истиранию в результате движения транспорта. Установлено, что за год цементное полотно стирается примерно на 1 мм, что относительно мало;
  • Долговечность. Проектный срок службы дорог из этого материала составляет около 30 лет, а реальный может спокойно достигать 50-ти и больше;
  • Стойкость к агрессивным химическим средам и нефтепродуктам. Это также важный показатель качества для дорожных покрытий, которые постоянно контактируют с продуктами сгорания бензина и дизельного топлива, водой, солями и их растворами и прочими химикатами.

Укладка бетона производится специальной дорожно-строительной техникой.

Укладка бетона производится специальной дорожно-строительной техникой.

Само собой, существуют и недостатки применения цементного бетона в дорожном строительстве. Это более высокая цена материала, вероятность вспучивания и растрескивания верхнего слоя, а также необходимость устройства продольных и поперечных деформационных шов в цементобетоне, где предполагается трудоемкая резка железобетона алмазными кругами и алмазное бурение отверстий в бетоне, которые производят специальными машинами.

Читайте так же:
Можно ли залить полы цементным раствором

Работы ведутся под постоянным присмотром инженеров и строителей.

Работы ведутся под постоянным присмотром инженеров и строителей.

Важно! Бетонное покрытие дорог подвергается воздействию множества факторов износа, поэтому инструкция предъявляет достаточно строгие требования к качеству компонентов и рецептуре состава смеси, а также к условиям приготовления, хранения и транспортировки раствора.

Требования

Сделать качественный продукт своими руками достаточно сложно.

Сделать качественный продукт своими руками достаточно сложно.

Учитывая особые условия эксплуатации и повышенный специфический износ материала, цементный бетон для дорожных покрытий должен производиться в соответствии с рядом требований. Это, в первую очередь, требования к компонентному составу смеси (узнайте также как производится крепление лаг к бетонному полу).

Цемент для такого раствора должен относиться к виду портландцементов. Марка допускается не ниже М400, а для оснований многослойных покрытий – не ниже М300.

Завод по производству бетона.

Завод по производству бетона.

При этом обязательно нормируется марка по морозостойкости, она должна быть не ниже F 150, а для оснований – не ниже F 50. Эти цифры показывают количество циклов замерзания/оттаивания в присутствии хлористых солей.

Еще одна важная характеристика, влияющая на подвижность и прочность бетона – это водоцементное отношение или В/Ц. Теоретически для затворения бетона достаточно В/Ц = 0.2, однако на практике такой раствор слишком жесткий и неподвижный, и укладка его невозможна.

Для дорожного раствора В/Ц нормируется в таких пределах: не более 0.5 для верхних слоев, не более 0.6 – для нижних и не более 0.75 – для оснований.

Передвижной бетонный завод.

Передвижной бетонный завод.

Состав заполнителей также должен соответствовать нормам и правилам. Песок допускается природный крупно-, средне- и мелкозернистый, щебень – оптимального гранулометрического состава с количеством примесей не более 1%. Фракционный состав принимается до 40 мм – для однослойного покрытия или нижнего слоя двухслойного, до 20 мм – для верхнего слоя двухслойного покрытия.

Бетон приготавливают на бетоносмесителях циклического типа действия или на мобильных установках непрерывного действия, а укладывают с помощью комплекта бетоноукладочных и бетоноотделочных машин, а также машин для нарезки усадочных швов.

Читайте так же:
Ингредиенты для производства цемента

Тощий бетон ГОСТ 26633 91

Это мелкозернистый материал, то есть в его состав не входит щебень крупных фракций. Он производится из песка, небольшого количества воды, цемента и наполнителя. Этот прочный, но тонкий материал широко используется в индивидуальном строительстве для выполнения отделочных работ.

Соблюдение норм государственного стандарта обеспечивает сохранение характеристик смеси. Это значит, что параметры морозоустойчивости, водонепроницаемости, подвижности, жесткости, прочности на сжатие, будут именно такими, что бы обеспечить долговечность и удобоукладываемость бетона.

Тощий бетон обладает средними показателями, но тем не менее он имеет ряд преимуществ. Главная особенность смеси — низкая цена и быстрое твердение, благодаря чему экономится время при проведении строительных работ.

Тощий бетон ГОСТ 26633 2012

  • Мелкий заполнитель обеспечивает более однородную структуру бетона.
  • Лучшее сцепление между мелкими фракциями песка и щебня.
  • Улучшенная морозостойкость, может повышаться практически в два раза.
  • Возможность изготовления качественной смеси при отсутствии крупного наполнителя.
  • Используется для изготовления тонкостенных конструкций.
  • Благодаря прочности на растяжение и хорошей морозостойкости, часто применяется в сфере строительства дорог.

При выборе бетона, нужно обращать внимание на параметры и характеристики. И обязательно понимать для каких целей вы выбираете смесь. Соответствие ГОСТу — главный показатель качества.

Коэффициент уплотнения тощего бетона

Бетону свойственна деформация, как и любому материалу. При качественной укладке он приобретает прочность и долговечность. Тощие бетоны, в завершении всегда укатывают катком или виброплитой. Это и называется уплотнением. Такая процедура распределяет смесь по форме, помогает лучшему сцеплению компонентов между собой и вытесняет лишний воздух.

Коэффициент уплотнения бетона в хорошо уложенной смеси обычно равен 0,98-1. В лабораторных условиях, специалисты рассчитывают правильный коэффициент. Для хорошей смеси, количество воды должно быть сбалансировано правильно, так как ее содержание сильно влияет на показатель плотности.

Компания «НИКС-К» производит качественные бетонные смеси в соответствии с ГОСТ. Мы реализуем продукцию оптом и в розницу. Сделать заказ у нас просто. Есть три варианта: позвонить по телефону, посетить завод лично или написать на почту.

Читайте так же:
Гидроизоляционная цементная смесь 25 кг аквапластер

Производство

Для укладки дорог используют бетон, который изготовляется на заводах.

Трасса чаще всего заливается растворами, которые изготавливаются на заводе. Такое изготовление имеет свои особенности. Основой таких растворов являются пластификаторы или гидрофобные портландцементы. Конечный состав смеси зависит от желаемого результата.

Для двухслойных автомобильных путей верхний слой изготавливается из портландцемента (марка М400 и выше), песка средних и крупных зерен, щебня среднего размера (прочность сжатия от 800 кг/м2). Для нижнего слоя можно использовать материал прочностью от М300.

Если трасса прокладывается в условиях, где возможны критично низкие температуры, используются добавки для повышения морозостойкости. Такая примесь выбирается в зависимости от того, какая в местности среднемесячная температура в холодное время.

Виды бетона

Бетон используется от фундамента до крыши. С его помощью изготавливаются железобетонные изделия, строятся мосты и дороги. Для этого используются разные виды бетона . Их отличают по плотности и назначению.

  • Легкий – ячеистые бетоны, такие как газобетон. Их изготавливают с добавлением пористых заполнителей. Прочность такого вида бетона от 500 до 1800 кг/м³ .
  • Тяжелый бетон получает свои прочностные качества ( от 1800 до 2500 кг/м³ ) за счет добавления горных пород.
  • Сверхтяжелый бетон с прочностью от 2500 кг/м³ получается в результате добавления железной руды или стальных опилок.

Если говорить про области применения, то помимо цементного бетона, существует еще 3 вида:

  • Гипсовый бетон – прекрасный материал для декоративной отделки. С добавлением минеральных добавок, этот вид бетона получает высокие теплоизоляционные свойства. Из него изготавливаются теплоизоляционные плиты, перегородки и панели.
  • Силикатный бетон используется для изготовления черепицы, армированных конструкций, а также, в строительстве шахт и создании оснований для автодорог. В состав бетона входит кварцевый песок, который делает его прочным и морозостойким.
  • Специальный бетон используется для создания конструкций, которые защищают от вредных излучений. Такой вид бетона имеет повышенную скорость твердения, что повышает прочность.
Читайте так же:
Как делать цементную стяжку стен

Виды цементобетона

Что такое подвижность пластичной смеси бетона? Какие факторы на нее влияют?

Консистенция бетонной смеси меняется от жесткой до легко подвижной. В соответствии с ГОСТом 7473-2010 она обозначается буквой П и цифрами 1-5. Чем больше цифра, тем выше текучесть пластичной массы. Бетоны П1-П3 относятся к материалам малой подвижности, П4-П5 – к очень подвижным.

Параметры, увеличивающие и снижающие текучесть смеси:

  • Самопроизвольному заполнению опалубки препятствует сцепление частиц наполнителя между собой и со стенками формы. Гравий с гладкой поверхностью снижает трение смеси с поверхностью опалубки и повышает подвижность раствора. Однако прочность бетонных и железобетонных элементов на гравии значительно ниже, чем прочность конструкций, изготовленных с применением щебня.
  • Текучесть снижают глинистые и пылевидные включения в заполнителях. К тому же они становятся причиной появления дефектов в готовом отвердевшем продукте.
  • Подвижность повышают путем увеличения количества воды и цемента, добавления пластификаторов. Увеличение объема цементного теста и уменьшение количества заполнителей при неизменном водоцементном соотношении приводит к повышению текучести смеси с сохранением прочности затвердевшего продукта.
  • На показатель текучести влияет тип используемого цемента. Бетонные смеси с пуццолановым портландцементом, особенно если они имеют кремнеземистую присадку, показывают большую осадку конуса, по сравнению с осадкой конуса бетона, изготовленного на обычном портландцементе.
  • Недостаточную подвижность компенсируют штыкованием и вибрированием.

У смесей со слишком высокой текучестью тоже есть недостатки. Слишком подвижный бетон, уложенный на щебневую подушку, не держится на ее поверхности, а уходит вглубь. При заливке в дощатую опалубку высокоподвижная смесь начнет выливаться сквозь щели.

Вывод

Дорожный цементный бетон – это многокомпонентный материал, который должен соответствовать не только условиям эксплуатации, но и нормам ГОСТ. Его состав и свойства зависят от внешних факторов и подбираются в каждом конкретном случае.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector